Содержание материала

108. “Просвещенный абсолютизм“ неразрывно связан с:

- беззаканностью;
- неправильной организацией управления и суда;
- легитимностью – законностью, правильной организацией управления и суда.

109. В период правления Екатерины II принципы «просвещенного абсолютизма» укрепляются:

- провозглашением идеи правового государства;
- провозглашением монархии;
- провозглашением идеи «законной монархии».

110. Губернская реформа была проведена в:

- 1775 г.;

- 1795 г.;
- 1855 г.;
- 1864 г.

111. В результате проведения реформы в 1775 г. было создано новое административное деление государства:

- губерния – провинция - уезд;
- губерния – уезд;

- губерния – провинция.

112. Проведение реформы в 1785 г. предусматривал нормативный акт:

- Жалованная грамота дворянству;

- Устав благочиния;
- Жалованная грамота городам.

Общественный строй.

113. Во второй половине XVIII в. крестьянство делилось на категории:

- государственные, помещичьи, посессионные, монастырские;
- владельческие, осадчие, государственные, помещичьи;
- государственные, частновладельческие, экономические, дворцовые, посессионные;

- экономические, свободные, дворцовые, вотчинные;
- посессионные, частновладельческие, поместные.

114. Государственные крестьяне в XVIII в. имели право перехода в иное сословие и смены места жительства, а также право участия в государственных совещаниях. К этой категории крестьянства были приближены по своему положению:

- посессионные;
- экономические;

- дворцовые;
- частновладельческие;
- крепостные.

115. Категория крестьянства, которую помещики могли перемещать из одного села в другое:

- экономические;
- государственные;
- частновладельческие (крепостные);

- свободные;
- черносошные.

116. Отлучиться с места проживания с 1774 г. крестьяне могли:

- при наличии расписки, выданной помещиком;
- только дворцовые с разрешения Берг-коллегии;
- при наличии паспорта, выданного губернатором;

- при наличии паспорта, выданного помещиком.

117. Изъятие в XVIII в. земель у церкви привело к возникновению категории крестьянства, по своему статусу приближенного к государственным:

- черносошное;
- владельческое;
- экономическое;

- посессионное;
- дворцовое.

118. Духовенство делилось на:

- «белое» - священники и «черное» - монашество;

- «белое» - монашество и «черное» - священники;
- «белое» - монашество и священники;
- «черное» - монашество и священники.

119. За городскими жителями по Жалованной грамоте городам 1785 г. признавалось право:

- корпоративной организации;

- местного самоуправления;

- на особый суд;
- на ведение коммерческой деятельности;

- не платить налоги.
- составление родословных книг.

120. Дифференциация правовых форм дворянского землевладения упростилась и все имения стали подразделяться в XVIII в. на:

- родовые и выкупленные;
- выкупленные и приобретенные;
- родовые и приобретенные;

- приобретенные и пожалованные.

121. Положения Указа о единонаследии начинают корректироваться, и от обязательной военной и государственной службы дворянство было освобождено:

- Табелью о рангах;
- Манифестом 1755 г.;
- Манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».

122. «Манифест о вольности дворянской» 1762 г. отразил требования и нужды дворянства:

- закрепил принцип обязательного характера государственной службы, разрешил покидать пределы государства, установил привилегии, распространенные и на однодворцев;
- закрепил принцип вольного прохождения государственной службы, разрешил покидать пределы государства, поступать на иностранную службу, установил привилегии;

123. Екатерина II написала «Наказ», в котором формулировались принципы правовой политики, правовой системы и устанавливалось сословное деление с соответствующей разницей в правах и привилегиях:

- первое место отводилось дворянству, второе – городскому населению и соответствующей разницей в правах и привилегиях;
- первое место отводится дворянству, второе – городскому населению и государственным крестьянам, третье – остальным категориям крестьянства;
- первое место – дворянству, второе – «среднему классу», третье - «нижнему роду людей».

Право.

124. В «Наказе» Екатерины II была разработана юридическая техника, ранее неизвестная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:

- законов должно быть много , они не должны оставаться неизменными;
- законов должно быть много , но они не должны оставаться неизменными, а указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными;
- законов должно быть немного, и они должны оставаться неизменными, указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми;

- временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов.

125. В 1768 г. в Уложенную комиссию было направленно «Начертание о проведении к окончанию комиссии проекта нового Уложения», в котором:

- все нормы назывались «всеобщим правом»;
- говорились о праве особенном для дворянства;
- все нормы права подразделялись на «право общее» и «право особенное».

126. Название нормативного акта, изданного Екатериной II в 1766 г.:

- именной указ;
- Манифест;
- Наказ.


127. Сборники, содержащие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности:

- указы;
- манифесты;
- регламенты;
- уставы;

Тема 7. Государство и право в период разложения крепостного строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.). Государственный строй

128. По своему политическому устройству Россия в XIX в. была самодержавной монархией. Разработка новых законов была в руках:

- самого императора;
- Государственного Совета;

- чиновничества;
- Сената;
- правительства в лице Комитета министров.

129. Учрежденное в 1826 г. Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии стало:

- органом цензуры;
- идеологическим центром;
- органом политического сыска;

- ведомством, контролирующим деятельность всех государственных и религиозных учреждений;
- своего рода личной гвардией государя.

130. Государственный Совет был создан в:

- 1801 г;
- 1802 г;
- 1803 г;
- 1810 г.

131. Основной задачей Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии являлось:

- контроль за деятельностью министерств;
- обеспечение политической и государственной безопасности ;

- подготовка проекта реформы по управлению государственными крестьянами.

132. Нормативно-правовой акт, принятый в 1802 г.:

- «Об учреждении министерств»;

- «О проведении губернской реформы»;
- «Устав благочиния»;
- «Учреждение судебных установлений».

133. Законодательство (СЗРИ) различало верховное и подчиненное управление. Государственный Совет являлся органом:

- верховным;

- подчиненным;
- обособленным.

134. Комитет министров по СЗРИ, будучи совещательным органом, некоторые дела решал окончательно. В его компетенцию входили вопросы:

- о разрешении земельных споров;
- о назначении пенсий, пособий; о разрешении церквам приобретать недвижимость;

- о решении жилищных проблем среди населения.

135. Главой административных органов в губернии по СЗРИ был:

- капитан-исправник;
- старшина;
- губернатор;

- воевода.

136. Во главе финансового управления губернии по СЗРИ находились:

- казенная палата;

- земский суд;
- исправник.

Общественный строй.

137. Экономика России в середине XIX в. неуклонно и закономерно развивалась по пути дальнейшего становления капиталистических отношений. Этому существенно мешали:

- патриархальное хозяйство; +

- барщинная система хозяйства;

- расширение рынка сбыта;
- недостаток финансов;
- неразвитость банковской системы.

138. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали в середине XIX в:

- запретить перевод крестьян в разряд городских жителей;
- запретить брать бывших крепостных на предприятия в качестве вольнонаемных рабочих;
- отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труда.

139. В 1830 – 1850-е годы XIX в. в России произошел промышленный переворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товара на рынок, приводило:

- к увеличению городского населения;

- к увольнению наемных рабочих;
- к увеличению сельского населения.

Право

140. Первоочередной задачей в России в первой половине XIX в. стала кодификация:

- законов о судоустройстве и судопроизводстве;

- местных законов;
- уголовных законов.

141. Кодификационная работа в начале XIX в. была поручена:

- Розенкампфу

- Сперанскому;
- Бэкону;
- Бенкендорфу.

142. Продолжая дело своих предшественников по кодификации русского права, дал указания о создании свода законов, а не нового уложения, монарх:

- Екатерина II;
- Павел I;
- Николай I.

143. Свод законов Российской империи было решено ввести с:

- 2 марта 1824 г.;
- 2 февраля 1830 г;
- 1 апреля 1835 .


144. В первой половине XIX в. в новых экономических условиях получает широкое распространение договор товарищества. Для возникновения товарищества требовалось:

- разрешение правительства;
- регистрация;

- наличие акций.

145. Могла ли жена согласно нормам семейного права по СЗРИ иметь паспорт:

- нет;
- обязательно должна была иметь;
- только с разрешения мужа.

146. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» было принято в:

- 1825 г.
- 1829 г.;
- 1845 г;

- 1850 г.

Раздел II. Тема 8. Государство и право России в период перехода к буржуазной монархии (вторая половина XIX – начало XX вв. ). Государственный строй.

147. Полицейская реформа была проведена в:

- 1862 г;

- 1870 г;
- 1879 г;
- 1888 г.

148. Земская реформа была проведена в:

- 1864 г;

- 1868 г;
- 1871 г;
- 1875 г.

149. Над земскими учреждениями контроль осуществлял:

- Сенат;
- уездный помещик;
- губернатор;

- староста.

150. Наиболее важным в военной реформе 1874 г. было:

- изменение срока службы;

- отмена обязательной военной службы;
- отмена рекрутских наборов, установление обязательной военной службы;

- ужесточение рекрутских наборов.

Общественный строй.

151. В 1861 г. появился термин «временнообязанные отношения». Это означало:

- вся земля в имении, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян, признавалась собственностью помещика;

- крестьяне получали земельные наделы в частную собственность на определенное время;
- за пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк.


152. Накануне отмены крепостного права барщинных крестьян было более 70 %. Ограничение барщинных дней установил:

- Екатерина II;
- Павел I;

- Александр I;
- Александр II.

153. Крепостное право было отменено в:

- 1859 г;
- 1861 г;

- 1865 г;
- 1869 г;
- 1871 г.

154. Необходимость отмены крепостного права вызывалась:

- поражением в Крымской войне;
- развитием сельского хозяйства;
- постепенным развитием экономики по капиталистическому пути;

- резким спадом производства.

155. Секретный комитет, который должен был подготовить проект закона о ликвидации крепостного права, был создан в:

- 1849 г.;
- 1851 г.;
- 1857 г.;

- 1860 г.

156. Манифест об освобождении крестьян (1861 г.) был издан:

- Екатериной II;
- Александром I;
- Николаем I;
- Александром II;

- П.А. Столыпиным.

157. По условиям общего и местных положений 1861 г. при наделении крестьян землей происходило безвозмездное выделение «дарственных наделов», если:

- земля была нечерноземная;
- земля находилась на территории с низким уровнем торгово-промышленного и транспортного развития;
- размеры наделов были меньше установленных в положениях;

- крестьяне требовали наделения через суд.

158. Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. В 1861 г. при освобождении от крепостного состояния из членов крестьянской семьи землей наделялись:

- все;
- только совершеннолетние лица;
- только лица мужского пола;

- только лица женского пола.

159. Получая землю по реформе 1861 г., определенный процент от суммы при совершении выкупной сделки крестьяне обязаны были выплатить наличными. Этот процент составлял:

- 20 – 25;

- 30;
- 50 – 60;
- 75.

160. При совершении выкупной сделки (за землю) крестьяне выплачивали часть суммы наличными, остальную сумму помещики получали из казны. Крестьяне должны были выплачивать государству эту (остальную) сумму на протяжении:

- 37 лет;
- 46 лет;
- 49 лет;

- 75 лет.

161. Выкуп за землю брался с учетом:

- реальной стоимости земли;
- платежеспособности крестьянина;
- чтобы обеспечить помещикам суммы дореформенных оброчных платежей;

- финансового положения помещика.

Право.

162. В 1864 г. было проведена судебная реформа. Россия получила новый суд:

- бессословный;
- сословный;
- гласный и состязательный;

- розыскной;
- независимый от администрации.

163. Присяжных заседателей в окружной суд по судебной реформе 1864 г. выбирали из:

- дворянства;
- всех сословий;

- всех сословий, кроме временнообязанных крестьян;
- собственников;
- разночинной интеллигенции, имевшей образование в объеме гимназии.

164. Присяжные заседатели по реформе 1864 г. выносили вердикт:

- по статьям, где мера наказания не превышала 10 лет лишения свободы;
- «виновен», «не виновен»;

- «виноват, но заслуживает снисхождения»;
- «подсудимый совершил преступление».

165. Мировой судья по судебной реформе 1864 г. избирался на три года:

- земскими собраниями;

- присяжными заседателями;
- городскими думами;
- губернскими присутствиями.

166. Право присуждать к телесным наказаниям (до 1904 г.) имел:

- волостной суд;
- мировой посредник;

- только мировой судья;
- суд любой инстанции.

167. В 1889 г. правительство ввело Положение о земских участковых начальниках, согласно которому:

- мировой суд упразднялся;

- каждый уезд разделялся на участки, административная и судебная власть которых сосредоточивалась в руках земских начальников;

- на должность земских начальников назначались местные помещики;

- земскими начальниками руководил уездный предводитель дворянства;

- земского начальника назначал Главный совет.

168. По судебной реформе 1864 г. судья общего суда объявлялись:

- сменяемыми;
- несменяемыми;

- назначаемые;

- ответственными перед губернаторами.

169. Присяжные заседатели по судебной реформе 1864 г. при рассмотрении уголовных дел:

- решали вопрос о виновности или невиновности подсудимого;

- назначали адвокатов;
- рассматривали апелляции;
- определяли меру наказания.

170. Коронный суд по судебной реформе 1864 г. при рассмотрении уголовных дел:

- участвовал в следствии;
- проводил предварительное рассмотрение дел;
- определял конкретную меру наказания.


171. Апелляционная инстанция для окружных судов по судебной реформе 1864 г. – это:

- местные суды;
- судебные палаты;

- волостные суды;
- съезды мировых судей.

172. Прокуратуру в России возглавлял:

- император;
- председатель Государственного совета;
- министр юстиции;

- бургомистр.

173. Согласно принципу презумпции невиновности по судебной реформе 1864 г. любое лицо считалось невиновным до тех пор, пока:

- его не арестуют;
- его виновность не будет установлена судом;

- он не сознается в совершении преступления;
- против него не дадут показания 5 человек.

174. Важным нововведением судебной реформы 1864 г. считалось:

- введение прокуратуры;
- введение адвокатуры;

- создание городской думы;
- введение всеобщей воинской повинности.

175. Созданные в 1861 г. суды, которые были сугубо сословными, выбирались крестьянами, состояли из крестьян и судили только крестьян, назывались:

- мировые;
- окружные;
- волостные;

- уездные.

176. Решения волостных судов при рассмотрении дел в основном принимались:

- строго следуя законодательству;
- подчиняясь мнению большинства присутствующих;

- подчиняясь мнению ближайших родственников подсудимого;
- подчиняясь личному мнению судьи.

Тема 9. Государство и право России в период формирования конституционной монархии (1905 – 1916 гг.). Государственный строй.

177. Поводом для превращения неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию стало:

- буржуазные реформы 1860 – 70-х годов;
- Манифест от 29 апреля 1881 г.;
- революция 1905 г.;

- революция 1917 г.

178. Автономия университетов была восстановлена:

- в конце 1901 г.;
- летом 1905 г.;

- в 1884 г. ;
- в 1907 г.

179. «Основные государственные законы» в новой редакции были изданы:

- 17 апреля 1905 г.;
- 23 апреля 1906 г.;

- 8 июня 1906 г.;
- 5 марта 1905 г.

180. Согласно «Основным государственным законам» от 23 апреля 1906 г. законодательная власть принадлежала:

- императору;
- императору совместно с Государственным Советом и Государственной думой;

- Государственному Совету и Государственной думе;
- Государственной думе и Сенату.

181. В компетенцию Государственной думы входило:

- предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение госбюджета;

- обсуждение вопросов об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах министерствам, о государственных займах;
- решение бюджетных вопросов, связанных с деятельностью военного министерства.

182. Имущественный ценз по закону о выборах в Государственную думу от 11 декабря 1905 г. был установлен для избирательных курий:

- землевладельческой;

- городской;
- крестьянской;

- рабочей.

183. П.А. Столыпин был:

- главой правительства;

- председателем Государственной думы;
- председателем Государственного Совета;
- Генерал-прокурором.

184. Во время первой мировой войны правительство России начало наступление на политическую оппозицию: прерывается заседание Государственной думы, запрещается деятельность Земгора, проводятся аресты рабочих групп военно-промышленных комитетов, члены которых обвинялись в саботаже. Это произошло в:

- в мае 1912 г.;
- мае 1913 г.;
- сентябре 1915г.;
- декабре 1916г.

185. Принципами, характерными для российской избирательной системы в 1905 – 1916 гг. были

- прямое участие в выборах всего населения;
- равное участие в выборах всего населения;
- куриальная система выборов;

- многостепенная система выборов.

Общественный строй.

186. Манифест «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения» 13 ноября 1905 г.:

- уменьшил выкупные платежи со всех категорий крестьян на 50 % с 1 января 1906 г.;

- увеличил выкупные платежи с государственной крестьян;
- отменил выкупные платежи со всех категорий крестьян с 1 января 1907 г.;

- увеличил выкупные платежи с крестьян по причине финансового кризиса.

187. В результате аграрной реформы П.А. Столыпина :

- увеличились земельные наделы всех крестьян;
- увеличилось число безземельных крестьян и батраков, окрепло среднее крестьянство;

- было отменено помещичье землевладение.

Право.


188. Закон в соответствии с Основными государственными законами от 23 апреля 1906 г. должен был выражать общую волю:

- Сената, Государственной думы, императора;
- Сената, Государственной думы, Государственного совета;
- Государственной думы, Государственного совета, императора.

189. Суду было предоставлено право восстановления в правах или реабилитации в:

- 1901 г.;
- 1905 г.;
- 1909 г.;
- 1913 г.

190. Законы в Российской империи делились на:

- общие, местные;
- общие, местные, особенные, специальные;

- государственные, локальные, специальные.

191. Система источников права в конце XIX – начале XX в. дополнилась:

- постановлениями Совета министров и мнениями Государственной думы;
- постановлениями Совета министров и мнениями Государственного совета;

- мнениями Государственной думы и мнениями Государственного совета.

192. В наименованиях наиболее фундаментальных актов в начале XX в. был принят термин:

- «кодекс»;
- «закон»;

- «мнение».

193. Положения Совета министров в начале XX в.:

- приобретали характер законов;
- носили статусный, правоустанавливающий характер, часто определяли структуру и функции новообразуемых органов власти и управления;

- были направлены на проведение вполне конкретных правовых акций и преобразований.

194. Юридической основой деятельности Союза земств и городов (Земгор) во время первой мировой войны были:

- указ «О союзе земств и городов»;
- закон «О союзе земств и городов»;
- договоры, заключаемые разными земствами между собой.

195. Статья 87 Основных государственных законов Российской империи 1906 г. предусматривала право императора:

- издавать срочные законы в перерывах между сессиями Думы;

- распускать Думу по своему смотрению;
- изменять избирательный закон.

196. Во время первой мировой войны государство регулировало рынок:

- методом «товарных интервенций»;
- административно-командными методами;

- сочетанием вышеуказанных методов.

197. Судопроизводство в военно-полевых судах во время первой мировой войны осуществлялось:

- как и в довоенное время;
- без суда и следствия;
- краткосрочное слушание, отсутствие защиты, невозможность обжалования.


Тема 10. Государство и право России в период Февральской революции (март – октябрь 1917 г.). Государственный строй.

198. Император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата вел. кн. Михаила Александровича:

- в июле 1916 г.;
- в марте 1917 г.;

- в сентябре 1917 г.;
- в октябре 1917 г.

199. После Февральской революции власть сразу же перешла к:

- большевикам;
- Временному правительству;

- Временному комитету Государственной думы;
- меньшевикам.

200. Временное правительство подчинялось:

- Временному комитету Государственной думы;

- Петроградскому Совету;
- Государственному Совету;
- никому.

201. На Апрельской конференции большевиков в 1917 г. обсуждался вопрос:

- немедленное свержение Временного правительства;
- усиление роли Советов в государственной и экономической жизни страны.

202. На I Всероссийском съезде Советов в июне 1917 г. было принято решение:

- об образовании правительства из среды съезда;
- об ответственности эсеров, меньшевиков и народных социалистов перед рабочим съездом Советов;

- о свержении Временного правительства.

203. Временное правительство являлось органом:

- государственной власти;
- государственного управления;
- законодательной и исполнительной власти.

204. Внепартийная Директория образовалась в результате:

- неуклонного роста в правительстве эсеров и меньшевиков;
- правительственных кризисов;
- правительственных кризисов и корниловского мятежа.

205. Внепартийная Директория от «Совета пяти» отличалась тем, что:

- внепартийная Директория была органом законодательной власти, а «Совет пяти» - исполнительной власти;
- ничем (разные названия одного и того же органа);

- во внепартийную Директорию не входили меньшевики.

206. Основными принципами Директории были:

- «Вся власть Советам»;
- укрепление существовавшего режима;

- возвращение к монархии.

207. Правительствующий Сенат между февралем и октябрем 1917 г. относился к ветви власти:

- - законодательный;
- исполнительной;
- судебной.

208. В экономической сфере Временное правительство придерживалось в 1917 г. следующих направлений:

- установление монополии над особо важными отраслями производства, предоставление государственных инвестиций частному производству;

- государство придерживалось принципа невмешательства в частное производство;
- проведение антимонопольной политики.

209. Аппаратом государственного регулирования экономики в марте – октябре 1917 г. являлись:

- государственные органы;
- Министерство экономики и финансов;
- государственные органы совместно с аппаратом русских монополий.

210. В марте 1917 г. при правительстве России было создано Юридическое совещание. Основными направлениями его деятельности были:

- - подготовка законопроектов;
- корректировка законопроектов;
- подготовка законопроектов и составление заключений по правовым вопросам.

211. Меньшевиками и эсерами в конце августа 1917 г. было внесено предложение созвать Демократическое совещание. На нем был утвержден орган:

- Всероссийский демократический совет;

- Временный Совет республики (Предпарламент);
- Министерство труда и продовольствия;
- Учредительное собрание.

212. Основными тенденциями развития буржуазного государства в России в марте – октябре 1917 г. были:

- децентрализация бюрократического аппарата России;

- демократизация местного управления;

- усиление роли местных властей;

213. Буржуазно-демократическая революция 1917 г. переросла в социалистическую в:

- феврале ;
- марте;
- октябре.

214. В марте 1917 г. при правительстве России было создано Юридическое совещание. Основными направлениями его деятельности были:

- подготовка законопроектов;
- корректировка законопроектов;
- подготовка законопроектов и составление заключений по правовым вопросам.

Управление ответами