1. Уровни организации и свойства живых систем.
1. Структурно-функциональный уровень организации живой материи, на которой изучают процессы и явления, происходящие в клетке, называются:
1) Клеточным2) Органным
3) тканевым
2. Уровень организации живой природы, представляющий собой совокупность всех экосистем Земли в их взаимосвязи, называется:
1) популяционный2) биосферный
3) молекулярный
4) организменный
3. Уровень, на котором начинает проявляться способность живых систем к обмену веществ, энергии, информации, является:
1) биосферным2) популяционно-видовым
3) организменным
4) клеточным
4. Высшим уровнем организации жизни является:
1) биосферный2) биогеоценотический
3) молекулярный
4) клеточный
5. Общим свойством для всех уровней организации жизни является:
1) сложность строения системы2) проявление закономерностей, действующих на каждом уровне организации
3) однородность элементов, составляющих систему
4) сходство качеств, которыми обладают разные системы
2. Химическая организация, строение и функции клетки эукариотов и прокариотов.
1. Основными биогенными элементами считаются:
1) калий, сера, фосфор, хлор2) углерод, азот, водород, кислород
3) кальций, магний, железо, сера
4) цинк, серебро, натрий, медь
2. Плотность воды при ее замерзании:
1) Увеличивается2) Уменьшается
3) не изменяется
4) сначала уменьшается, затем увеличивается
3. Основное отличие прокариот от эукариот связано с отсутствием у прокариот:
1) Рибосом2) ДНК
3) Клеточного строения
4) Настоящего ядра
4. Функцию хранения генетической информации в эукариотической клетке выполняет(ют):
1) цитоплазма клетки2) Хромосомы ядра
3) Нуклеоид
4) Ядрышко
5. У прокариотической клетки есть:
1) Нуклеоид с ДНК2) Настоящее ядро
3) Аппарат Гольджи
4) Гомологичные хромосомы
5) Рибосомы
6) Клеточная мембрана
3.Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
1.Источником энергии, выделяющейся при гликолизе является:
1) Белок2) Глюкоза
3) АТФ
4) Жир
2.Энергия полного окисления глюкозы идет на:
1) Синтез АТФ, а затем используется организмом2) Синтез белков, а затем на синтез АТФ
3) Образование кислорода
4) Синтез углеводов
3.Источником энергии для синтеза АТФ в цепи переноса электронов в процессе дыхания является:
1) Свет2) Кислород
3) НАД*Н2
4) Ацетил-КоА
4.Какая характеристика относится к кислородному этапу обмена веществ:
1) Происходит в цитоплазме клетки2) Завершается образованием пировиноградной кислоты или этилового спирта
3) Энергетический эффект – 2 молекулы АТФ
4) Энергетический эффект -36 молекул АТФ
5.В реакциях гликолиза участвуют:
1) Гормоны2) Витамины
3) Пигменты
4) Ферменты
4.Воспроизведение и жизненный цикл клетки.
1.Период жизни клетки от деления до деления называется:
1) Интерфаза2) Митоз
3) Мейоз
4) Клеточный цикл
2.Синтез белков и удвоение хромосом происходит в:
1) Профаза2) Метофаза
3) Интерфаза
4) Анафаза
3.В результате мейоза количество хромосом в образовавшихся клетках:
1) Удваивается2) Остается прежним
3) Уменьшается вдвое
4) Утраивается
4.Наиболее длительной фазой в жизненном цикле клетки является:
1) Профаза2) Метафаза
3) Анафаза
4) Интерфаза
5.Собственно митозу предшествует:
1) Деление ядра2) Удвоение хромосом
3) Рост организма
4) Расхождение хромосом
5.Размножение и индивидуальное развитие организмов.
1. Прямое деление клетки – это:
1) Амитоз2) Митоз
3) Мейоз
2.Индивидуальное развитие организма:
1) Эмбрион2) Эндосперм
3) Онтогенез
3.Процесс соединения гомологичных хромосом:
1) Опыление2) Оплодотворение
3) Конъюгация
4.Деление половых клеток в зоне созревания:
1) Митоз2) Конъюгация
3) Мейоз
4) Оплодотворение
5.Биологическое значение митоза:
1) Строго равномерное распределение хромосом между ядрами двух дочерних клеток2) Уменьшение числа хромосом вдвое
6.Основные группы живых организмов.
1.В современной систематике для отнесения организма к той или иной систематической категории исследуют:
1) Признаки родства и морфофизиологического сходства2) Признаки внешнего сходства организмов
3) Только уровень организации
4) Только генетический анализ
2.Вирусы относятся к доклеточным организмам, потому что они:
1) Не содержат ядра2) Не способны к самостоятельному обмену веществ
3) Являются паразитами
4) Не способны размножаться
3.С некоторыми растениями грибы сближает:
1) Размножение спорами2) Автотрофный способ питания
3) Гетеротрофный способ питания
4) Наличие проводящих сосудов
4.У медузы нет:
1) Эктодермы2) Мезодермы
3) Энтодермы
4) Нервных клеток
5. Общим свойством всех животных считается:
1) Многоклеточность2) Способность к автотрофному питанию
3) Эукариотическое строение клеток
4) Наличие нервной системы
7.Законамерности наследственности и изменчивости.
1.Наследственность – это свойство организмов, которое обеспечивает:
1) Сходство родителей и потомства2) Различия между особями внутри вида
3) Межвидовое сходство организмов
4) Изменение организмов в течение жизни
2.Гибридологический метод Менделя основан на:
1) Межвидовом скрещивании растений гороха2) Выращивании растений в различных условиях
3) Скрещивании разных сортов гороха, отличающихся по определенным признакам
4) Цитологическом анализе хромосомного набора.
3.Одним из примеров наибольшей зависимости степени проявления признака от условий среды может являться:
1) Строение руки человека2) Строение глаза пчелы
3) Окраска шерсти кролика
4) Масть коровы
4.Выберите правильное утверждение:
1) Под влиянием внешней среды генотип особи не изменяется2) Наследуется не фенотип, а способность к его проявлению
3) Модификационные изменения передаются по наследству
5.Модификационная изменчивость:
1) Наследуется2) Связана с изменением генотипа
3) Не наследуется
4) Не зависит от внешней среды.
8.Эволюционные учения
1.По наследству от родителей потомству передаются:
1) Только полезные признаки2) Полезные и вредные признаки
3) Только признаки, приобретенные родителями в течение их жизни
4) Все признаки родителей
2.Укажите положения дарвиновской теории эволюции:
1) Организмам присуще внутреннее стремление к прогрессу2) Приобретенные полезные признаки наследуются
3) Мельчайшее различие между организмами может иметь значение для их выживаемости
4) В природе чаще выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи
5) Эволюционный процесс подразделяется на микро- и макроэволюцию
3.Ч. Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:
1) Наследственная изменчивость и естественный отбор2) Борьба за существование
3) Способность к неограниченному размножению
4) Единовременный акт творения
4.Основоположниками современной теории эволюции справедливо считать Ч. Дарвина и:
1) Ч.Лайеля2) А.Вейсмана
3) А. Уоллеса
4) Ж. Ламарка
5.Значение теории Дарвина заключается в том, что она впервые:
1) Объяснила механизм возникновения жизни на Земле2) Доказала, что виды изменяются в ходе исторического развития
3) Выявила факторы, определяющие причины разнообразия и приспособленности видов
4) Опровергла идеи самозарождения организмов
9.Микро- и макроэволюция.
1.В процессе макроэволюции:
1) Появляются новые популяции2) Изменяются популяции
3) Появляются новые виды
4) Появляются новые классы
2.Что называется рудиментами:
1) Различного рода нарушения2) Недоразвившиеся органы
3) Замещение одной ткани другой, более соответствующей выполнению данной функции
4) Возникновение более сложного органа
3. Какая из видов борьбы за существование происходит наиболее остро:
1) Межвидовая борьба2) Борьба с неблагоприятными условиями
3) Внутривидовая борьба
4) Верного ответа нет
4.Сходство между незащищенными и защищенными видами – это:
1) Демонстрационная окраска2) Маскировка
3) Мимикрия
4) Все ответы верны
5.Выведением новых сортов и пород растений и животных занимается:
1) Селекция2) Генетика
3) Физиология
4) Цитология
10.Генетические и экологические основы эволюции.
1.Синтез генетики с теорией биологической эволюции был начат работами:
1) И.И.Мечникова2) К.А. Тимирязева
3) С.С.Четверикова
4) И.И.Шмальгаузена
2.Мутационный процесс:
1) Закрепляет изменения генофонда популяции2) Направляет эволюцию
3) Вызывает появление новых аллелей в популяции
4) Обеспечивает выбор наиболее жизнеспособных фенотипов
3.Свидетельством в пользу эволюции может служить наличие у барсука:
1) Норы2) Жаберных щелей на определенных стадиях развития
3) Шерсти
4) Черно-белой окраски
4.Генами определяется:
1) Способность к речи2) Словарный состав английского языка
3) Набор знаков, используемый в латинском алфавите
4) Конкретный язык, на котором говорит маленький ребенок
5.Наиболее важным приспособлением млекопитающих к жизни в непостоянных условиях среды можно считать способность к:
1) Саморегуляции2) Анабиозу
3) Охране потомства
4) Высокой плодовитости
11.Биосфера, экосистемы, биоценозы.
1.Основное отличие биосферы от других оболочек Земли заключается в том, что:
1) В биосфере не происходит геохимических процессов, а идет только биологическая эволюция2) В биосфере используется другие источники энергии
3) Геологическая и биологическая эволюция идут одновременно
4) В биосфере идет только геологическая эволюция
2. К функциям биосферы, обусловленной процессами фотосинтеза, можно отнести:
1) Газовую2) Окислительно-восстановительную
3) Концентрационную
4) Газовую и окислительно-восстановительную
3.Продукция экосистемы – это:
1) Ее биомасса2) Количество переработанного вещества
3) Прирост биомассы в год
4) Прирост за несколько лет
4.Биогеоценозом называют совокупность:
1) Популяций разных видов, обитающих на определенной территории2) Живых и неживых компонентов природы, связанных круговоротом веществ
3) Взаимосвязанных популяций растений и животных
4) Популяций одного вида, населяющих разные территории
5.Совокупность устоявшихся в сообществе взаимоотношений между организмами при водит к :
1) Устойчивому равновесию системы2) Увеличению численности организмов
3) Нарушению равновесия в системе
4) Снижению численности популяций
12.Генетические и экологические основы эволюции.
1.Синтез генетики с теорией биологической эволюции был начат работами:
1) И.И.Мечникова2) К.А. Тимирязева
3) С.С.Четверикова
4) И.И.Шмальгаузена
2.Мутационный процесс:
1) Закрепляет изменения генофонда популяции2) Направляет эволюцию
3) Вызывает появление новых аллелей в популяции
4) Обеспечивает выбор наиболее жизнеспособных фенотипов
3.Свидетельством в пользу эволюции может служить наличие у барсука:
1) Норы2) Жаберных щелей на определенных стадиях развития
3) Шерсти
4) Черно-белой окраски
4.Генами определяется:
1) Способность к речи2) Словарный состав английского языка
3) Набор знаков, используемый в латинском алфавите
4) Конкретный язык, на котором говорит маленький ребенок
5.Наиболее важным приспособлением млекопитающих к жизни в непостоянных условиях среды можно считать способность к:
1) Саморегуляции2) Анабиозу
3) Охране потомства
4) Высокой плодовитости
13.Процессы биосинтеза и биотрансформации
1.Синтез белка обозначают термином:
1) репликация2) транскрипция
3) трансляция
2.Из аминокислот состоят:
1) Жиры2) Углеводы
3) Белки
4) Нуклеиновые кислоты
3.Синтез новых белков клетки происходит:
1) В хромосомах2) В рибосомах
3) В митохондриях
4) В ядре
4.Гормоны – это:
1) Белки, катализирующие химические реакции2) Биологические активные вещества
3) Соединения белков и витаминов
4) Биологические активные вещества, вырабатываемые организмом
5.Продуктами распада жиров являются:
1) Глюкоза2) Глицерин и жирные кислоты
3) Нуклеотиды
4) Аминокислоты